Главная
Новости
Породы кошек
Породы собак
Каталог зоосайтов
Ссылки
|
Собака — бомба замедленного действия Если в семье есть дети, то собаку породы питбуль или стаффордширский терьер покупать не стоит.Лето — горячая пора для врачей Ивано-Матренинской больницы города Иркутска. Только за первую неделю июля пришлось наложить швы четверым ребятишкам, покусанным собаками. В июне подобных случаев было около двадцати. В основном пострадавшие дети поступают с рваными ранами. Реже укусы сочетаются с переломами костей. Недавно домашняя собака откусила своему маленькому хозяину нос. Весной стая собак едва не загрызла мальчика, шедшего в школу. Врачи прогнозируют, что в августе-сентябре ожидается наплыв пациентов.
Брошенные летом собаки осенью будут объединяться в стаи и представлять серьезную опасность для людей. При всем этом выводы врачей неумолимы: большинство укусов люди провоцируют сами. Сейчас мы редко слышим о заслугах собак. Гораздо чаще узнаем о "кинологических триллерах" — кровавых случаях нападения четвероногих на людей. То и дело раздаются призывы отстрелить, стерилизовать, отловить, убить. Рядовому обывателю, который не имеет представления о специфике поведения собак, это кажется справедливым и закономерным. Но любой кинолог скажет, что дело вовсе не в собаках, а в нас самих — в людях. Так что же на самом деле кроется за леденящими кровь историями укусов?
Место, где водятся Кощеи
По дороге в Плишкино находится питомник "К-9". В нем разводят, дрессируют и содержат собак. При питомнике уже много лет работает приют для четвероногих, от которых отказались хозяева. Основная причина, по которой здесь "забывают" псов, — их агрессивность. Собачья агрессия вполне объяснима. Это следствие человеческой дремучести, глупого следования собачьей моде, отсутствия воспитания питомца.
Владелица питомника, Елена Евгеньевна Славина, может долго рассказывать об исковерканных собачьих судьбах. О том, как люди подкидывают к воротам питомника "живые" коробки, которые пищат двухнедельными щенками. О том, как привязывают собак на проволоку в окрестных кустах. На обочине дороги оставляют неугодного более питомца с простреленной из ружья лапой. И о том... В общем, подобных случаев питомник "К-9" знает много. Сейчас в нем 20 отказных собак. За полгода через приют прошло больше 100.
— У каждой породы свое назначение, — рассказывает Елена Евгеньевна. — Людям не объяснишь, что бультерьер, кавказская овчарка или ротвейлер — не комнатные собаки. Если человек заводит их в квартире, впоследствии у него будут большие проблемы. Многие покупают четвероногих из соображений престижа. Прошла модная волна на доберманов — теперь они в больших количествах наводнили городские улицы и помойки. Недавно мы нашли добермана, который скитался много месяцев. Назвали Кощеем — до того он был обмороженный, изношенный и худой. Люди привозят к нам собак, с которыми больше не в силах справиться.
В подтверждение своих слов Елена открывает ворота приюта. В два ряда — клетки. Но это не зоопарк. Это и есть те самые исковерканные собачьи судьбы. Собаки реагируют на нас, как бык на красную тряпку тореадора. Бросаются на прутья, лают, воют, стараются достать и цапнуть. Как смогли сделать из этих собак настоящих зверюг? В клетках — служебные породы: немецкие и кавказские овчарки, ротвейлеры. Есть и бойцовые — питбули, стаффордширские терьеры. Возраст четвероногих — от двух лет и старше.
— Поведение собаки связано с воспитанием, с обстановкой, в которой она живет, — говорит Елена, — плюс врожденные качества. Многое объясняет порода. Если собака выводилась в специальных целях, то ее назначение — служба или охрана, а не пребывание в квартире среди детей. Когда у нас покупают щенка ротвейлера или кавказца, мы всегда спрашиваем, есть ли дома дети. Если покупатель недоуменно отвечает: "Есть" — собаку мы не продадим.
Неудивительно, что служебные собаки превращаются в наших квартирах в бомбу замедленного действия. Последствия могут быть самыми печальными — от злобного рычания на хозяина до рваных ран с переломами костей.
Елена Славина говорит, что собаки, как люди, отличаются по характеру, силе, темпераменту. Но ни одна из тех, кто прошел курс обучения, не будет социально опасной. Все отказные собаки, которых оставляют в приюте, проходят спецкурсы. С ними работают кинологи. Потом их забирают городские охранные службы, где агрессия собак проявляется уже в строго определенных ситуациях.
"Божья скотинка, пущай живет..."
В предместье Марата при спецавтохозяйстве уже много лет функционирует служба обезвреживания собак. Проще — наша иркутская "очистка". Ее работники занимаются отловом бродячих псов, усыплением агрессивных домашних питомцев. Собирают собачьи трупы и увозят на скотомогильник. Сейчас служба обезвреживания переживает не лучшие времена. В ней осталось три ловца и два водителя. Работа вредная, опасная. Платят мало: за свой нелегкий труд получают по две с половиной тысячи рублей в месяц. Да и людские упреки постоянно выслушивают: "Приехали, изуверы!"
Начальник службы Валерий Иванович Казанцев рассказывает, что до перестройки в городе работало несколько бригад. Сейчас — всего три человека.
— В основном мы ездим по заявкам и вызовам. Люди просят забрать цепных собак, которые становятся неуправляемыми. Например, кобеля держат на цепи три года и не случают. Животное попросту "сгорает", превращается в агрессивного зверя. Бросается на хозяев, соседей... Часто забираем собак у стариков, которые не могут с ними справиться.
Бывает, что в квартирах живут 10—12 собак. Однажды мы получили заявку от жителей частного сектора по улице Российской. Они жаловались, что пенсионерка держит в доме и дворе 36(!) собак. Голодная, обезумевшая свора постоянно нагоняла страх на соседей. Были случаи, когда собаки кусали людей. Жильцы задыхались от собачьего духа. Хозяйка развела четвероногих по принципу: "Это божья скотинка, так пущай живет". Когда женщина сломала ногу, мы приехали и забрали собак. В доме не было видно пола. Вместо него — десятисантиметровый слой собачьих экскрементов.
Работники Иркутской службы обезвреживания убирают по 150 трупов и отлавливают по 20—25 собак в месяц. В основном это агрессивные дворовые собаки из частных секторов. В службе не согласны с тем, что люди называют их деятельность антигуманной, а их самих — душегубами.
— У людей нет ни знаний, ни культуры содержания животных, — считает Валерий Иванович. — От этого все собачьи и человеческие беды. Собака кусает человека — ее хозяин отделывается штрафом в 500 рублей в лучшем случае. Чаще всего человек, воспитавший зверюгу, остается безнаказанным. А нас обвиняют в антигуманности. Парадокс...
Что же теперь — вовсе собак нельзя заводить, спросите вы. Отвечу: можно. Вот только подходить к этому нужно с огромной ответственностью.
Александр Петрович Солдатов, директор Иркутской ассоциации ветеринарных врачей, советует:
— Прежде чем купить собаку, нужно подумать, кого вы хотите получить из четвероногого питомца — друга семьи или охранника. Потому что собака может стать либо другом, либо врагом. Воспитанием щенка нужно заниматься с первых дней его появления в доме. Если вы все-таки решаетесь на собаку-охранника, нужно обратиться в кинологический клуб и заняться дрессурой. Животное в любой ситуации должно быть управляемым.
Почему же собаки кусают людей? Порой — случайно. Но зачастую человек своим поведением провоцирует животное или прививает злобу намеренно, рождает в собаке зверя с мускулистым телом и мощными челюстями, который может напугать, изувечить, а то и убить. Хороша поговорка: не рой другому яму — окажешься в ней сам. Народная мудрость работает. Люди становятся заложниками-жертвами своей же безответственности, злобы и глупости. Друг ли человек собаке? Это открытый вопрос. Теорема, которая требует непременного доказательства.
Справка "Копейки"
Чаще всего на людей нападают домашние собаки. В большинстве случаев — комнатно-декоративные. 17% укусов совершают служебные собаки. На третьем месте — "двортерьеры", которые бесконтрольно шатаются по улицам. Всего 9% укусов приходится на долю бродячих псов.
|